11 декабря в Белореченске в выставочном зале им. Ботвина открылась выставка краснодарского художника Сергея Дудко. Инициаторами стали Краснодарское и Белореченское отделения Русского Географического общества. На открытии выступили председатель Краснодарского отделения РГО Иван Чайка, заместитель главы Белореченского района Тамара Панеш.
— Сегодня 11 декабря, в Международный день гор, объявленный ООН, мы стартуем выставкой краснодарского художника, — сказал Иван Чайка.
Небольшой выставочный зал вместил величайшие вершины мира, запечатленные художником. Глазами художника мы увидели Джомолунгму, Макалу, К-2, горы Кавказа…
Сергей Викторович поблагодарил организаторов выставки, отметил, что за этой работой стоит большая душа и искренность. Тамара Айсовна Панеш выразила мечту белореченцев о картинной галерее, и готовность организовать персональную выставку в глобальном помещении.
Белореченцы получили уникальную возможность пообщаться с художником, задать ему вопросы. Его называют Кубанским Рерихом. Вершины Сергея Дудко отличает присутствие человеческой души. На его склонах изображен человек: светится золотистая капля, это палатка, в которой живут альпинисты, на другом полотне вдоль гребня по снежному маршруту идут люди с рюкзаками за спиной. Художник перенес на холст дыхание гор, он дышал с ними одним воздухом, и потому они живые, окруженные небом.
Сергей Викторович был участником и руководителем многих экспедиций, походов, восхождений в различные горные районы Кавказа, Альп, Памира и Гималаев. Он также принимал участие в спасательных операциях в горах Кавказа и Таджикистана, является мастером спорта, старшим инструктором-методистом, почетным альпинистом Кабардино-Балкарии, спасателем 1 класса, заслуженным путешественником России, действительным членом Русского географического общества, обладателем почетного Золотого знака «Звезды Безенги».
Сергей Дудко – член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП Юнеско, заслуженный художник России. Сергей Викторович участвовал в первой экспедиции кубанских альпинистов в Гималаи, восходил на пятую по высоте гору земли – пик Макалу, это третье восхождение российских спортсменов на эту вершину и первое безаварийное.
— Для некоторых горы – это стадион, для других лаборатория или мастерская… Для меня горы – это храм. Место, где Земля сходится с Небом, место, наполненное высокой положительной энергией, место, где можно прикоснуться к небу. Горы позволяют понять, что от счастья и радости до горя и трагедии — один шаг. Там в горах есть счастливая возможность чувствовать скромность, ощущать силу или слабость, коллективизм. Я пишу горы больше 50 лет. Все начиналось с окрестностей Краснодара. Учитель водил в походы. К моменту окончания 7 класса у меня уже был значок «турист СССР». Однажды зимой поехал за город, вышел на последней остановке трамвая. Вижу на снегу следы вибрамов, вот они – друзья. Пошел по ним и вышел на поляну, где проходил туристический фестиваль. С того времени, с 15 лет, я в спортивном туризме, — Сергей Викторович вспоминает восхождение на первую свою гору Собер–баш возле станицы Убинской. Вершина встретила туманом, и когда он рассеялся, открылась даль, нитка реки далеко внизу, и чувство, что ты стоишь выше облаков…Первые вертикальные 735 метров.
А за ними были и другие вертикали. Если сложить все километры, то до Луны он точно поднялся.
— Горы – это не только крутизна, риск, но и красота, красота истинная. За красотой стремятся люди к вершинам, и за красотой отношений тоже. Все люди в мире делятся на художников и не художников. Первые видят грязь и в луже видят отраженные звезды, а вторые и в ясном небе ничего хорошего не замечают. Художники же, в свою очередь, делятся на тех, кто видит и чувствует красоту, но не умеет выразить в творчестве свои впечатления, и на тех, кто на это способен, этому искусству обучен. Художник и зритель – нужны друг другу, в сотворчестве и рождается произведение искусства. Верный старинный лозунг «искусство для искусства», художник для художника, – считает Сергей Викторович.
— Изображение художником более достоверно в психологическом восприятии объекта. Я изображаю и то, что знаю про эту гору. В горах все быстро меняется, ритм сменяется. То что было впуклостью, становится выпуклым. Поворачивается планета, смещаются тени, — среди необходимых вещей альпиниста Сергея Дудко, конечно, ледоруб и еще тюбики с маслом, акварель, холсты размером с рюкзак, мастихины и кисточки. При восхождении на гималайский пик Макалу высотой 8463 м, который является одной из высочайших вершин Земли, художник за два месяца, работая на высоте, превышающей высоту вершины Эльбруса, написал более 20 этюдов масляными красками, специально им приготовленными для работы на морозе, и акварелью, которую, чтобы не замерзала, разводил спиртом.
Небольшие полотна вместили космическую любовь художника к земным вершинам. Поднимаясь на которые, человек преодолевает себя, земное притяжение к комфорту и уюту.
« Когда ты стоишь один на пустынном плоскогорье, под
бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот
или ангел разводит изредка свой крахмал;
когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
помни: пространство, которому кажется ничего
не нужно, на самом деле нуждается сильно во
взгляде со стороны, в критерии пустоты.
И сослужить эту службу способен только ты».
Это и о нем тоже — художнике, альпинисте Сергее Дудко, написал Иосиф Бродский. И если в горах он спасал людей, попавших в трудные ситуации, сегодня своим творчеством он спасает души людей из завалов равнодушия, и потоков суеты.
Елена Кузнецова.