Оказывается, теперь казаком можно быть не только по сословию, но и по образованию. Корреспондент «Огонька» прошелся по краснодарским ВУЗам в поисках казачьих факультетов «На молитву строиться!» — командует человек в казацкой военной форме группой студентов Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма. Потные, в спортивных трусах и майках, они выглядят на фоне трех кубанских казаков как пленные большевики перед расстрелом. Только что они полтора часа нарезали круги по спортивному залу с флагами, палками и кнутом, отрабатывая традиционные казачьи физические упражнения. С молитвы начиналось их обычное занятие, молитвой должно и закончиться. Студенты робко крестятся, повторяя слова молитвы. «А если кто-то не хочет или не умеет молиться, как быть?» — интересуюсь у Александра Карпухина, преподавателя курса «Основы традиционного казачьего физвоспитания». «Никто у них об этом не спрашивает. Это многовековая традиция»,— поясняет преподаватель. Александр руководит в Краснодаре клубом «Традиции войска Кубанского», где регулярно проводит казацкие праздники и поминовения, и вот уже третий год работает с будущими преподавателями не просто физры, а «физкультуры казачьей направленности». Сейчас он защищает диссертацию по казачьей верховой борьбе и занимается восстановлением традиционной гимнастики «Крыжем лежать». Гимнастику, правда, придумал белорус Геннадий Адамович, преподаватель Белорусского пединститута, поэтому у нее и такое нерусское название. Крыж в переводе с белорусского языка — крест. В основе — повторение движений животных. Считается, что это чисто славянская техника, поэтому это любо казакам. Кубанские казаки признали гимнастику своей и творчески развивают. На занятия со студентами Александр и еще два преподавателя приходят в традиционной казачьей одежде: черкеске, украшенной газырями, в красной рубашке — бешметке, в папахе или кубанке. — Как люди реагируют, когда вы по улице идете в черкеске? — спрашиваю у Руслана и понимаю, что вопрос не по адресу. Ну как могут реагировать люди на двухметрового парня, который отслужил в Почетном карауле? С ним даже здороваться надо аккуратно, поскольку «Здароваца» и «За грудки» — его любимые техники казачьего рукопашного боя. — Раньше, конечно, смотрели высокомерно, типа мы — ряженые и алкаши все. Но сейчас казаки все ближе к государству, к службе стали, поэтому другое к нам отношение. А черкеску надо одевать только по важным поводам. Я считаю, что каждый день ее носить — это проявлять неуважение к исторической форме, одежде наших предков.— Руслан в звании вахмистра Кубанского казачьего войска служит заместителем атамана Краснодарского отделения по спорту. Тоже преподает в КубГУФКСиТ.
В Кубанском войске состоит 42 тысячи казаков. Вместе с семьями будет примерно 150 тысяч человек. Всего по краю эксперты насчитывают около полумиллиона казаков. Это около 10 процентов от общего населения, но в Краснодарском крае казакам повсюду зеленый свет. Штаб Кубанского казачьего войска и «казенное учреждение» казачества расположены в том же здании, что и приемная президента РФ в Краснодарском крае. Атаман войска — вице-губернатор края. В центре Краснодара на главной улице даже отлили в бронзе знаменитую картину Репина «Запорожскцы пишут письмо турецкому султану». В крае функционирует 5 казачьих кадетских корпусов, 14 школ для детей казаков, 2 профтехучилища для казаков. «Классы казачьей направленности» есть в 346 общеобразовательных школах. Уже открывают группы казачат в детских садах. Оперативный простор для казаков есть, а бросить в прорыв, по сути, некого. Для ликвидации кадрового голода решено открыть отделения и учебные группы для казаков сразу в четырех вузах края: в Кубанском государственном университете, Кубанском аграрном госуниверситете, Кубанском технологическом университете и Университете физкультуры, спорта и туризма. Перемены не коснутся Университета культуры. Там и так с 1993 года открыт факультет традиционной культуры Кубани. Фактически 300 студентов изучают именно казацкую культуру. По крайней мере, 100 участников Кубанского казачьего хора — выпускники этого университета. До сих пор это был чуть ли не единственный поставщик квалифицированных казачьих кадров. В Университете спорта набрали уже третий курс с казачьей направленностью. Примерно четверть факультета физвоспитания — это группы казаков. Все студенты учатся на бюджетных отделениях и пришли по целевому отбору от Кубанского казачьего войска. В университете разработана и программа физического воспитания для учащихся 5-9-х классов «на основе традиционных казачьих средств». Уже в 5-м классе есть предметы «казачий рукопашный бой и борьба», «основы владения традиционным холодным оружием: шашка, сабля, палка», «стрельба из пневматического оружия», «посты и традиционные казачьи представления о режиме дня». В 6-м классе молодых казаков научат владеть нагайкой, в 7-м — автоматом, затем они овладеют пикой и кинжалом. Третьекурсник Михаил приехал учиться из Белореченска. Он поет дома в хоре «Линейцы», это его главная казачья нагрузка. Хотя несколько раз уже выходил патрулировать лес, когда приезжал домой на каникулы. Его любимые занятия в университете — рубка шашкой. Еще он ждет, когда начнут обучать джигитовке. Надо ли ему уметь рубить и скакать галопом, ведь кавалерийских частей в российской армии не осталось? Служить вроде ему как казаку и негде.
—Я слышал, что под Буденновском есть казачья мотострелковая дивизия. Но мы не готовимся к войне, казак всегда должен быть готов к службе! Не важно, где он будет служить, главное, что он — казак,— Михаил смотрит на меня с явным вызовом. От песен, плясок и традиционных казачьих военных забав пора переходить и к более серьезным делам. Отсюда и желание открыть казачьи факультеты во всех вузах Кубани. Предполагалось, что занятия начнутся уже в марте. В главном университете Кубани «Огоньку» сообщили, что никаких специальных отделений они не создают, потому что не могут перекроить федеральные стандарты образования. Александр Иванов, проректор по учебной работе и качеству образования, заявил, что «классический университет, который находится в ведомстве Министерства образования и науки РФ, не может взять и перекроить все учебные планы и начать создавать какие-то особые специфические группы». — Это не предусмотрено никаким федеральным образовательным стандартом. На данном этапе мы создаем только студенческий научный кружок по углубленному изучению истории и культуры казачества. Это было согласовано с атаманом Долудой. Но обязательств по созданию специальных групп мы на себя не брали с самого начала,— поясняет проректор, но тут же добавляет несколько слов об особом уважении к казачеству и пристальном внимании университета к вопросам его возрождения. В кружок записалось уже человек 15, и занятия начнутся со дня на день. В конце концов, с аналогичного кружка в 1989 году на Кубани началось возрождение казачества. Тогда кружком руководил доцент университета Громов — будущий первый атаман Кубанского казачьего войска. Возможно, кому-нибудь придет в голову открыть на филологическом факультете отделение балачки, казачьего наречия. Есть же трехтомник казачьих слов и выражений, почему бы не ввести отдельную дисциплину. Иначе могут возникнуть языковые барьеры, даже краснодарские казаки иногда не понимают своих товарищей из далеких станиц и не все знают, что сырныки на балачке — это спички, а не сырники или сорняки. В Аграрном университете откроют отделение истории и культуры кубанского казачества на факультете общественных профессий. О подготовке агрономов с казачьим уклоном говорить рано. Казакам не хватает специалистов, которые подвели бы под формирование новых казачьих организаций идеологическую базу. Поэтому первой разработана учебная программа «История и культура Кубанского казачества». Разработана под эгидой Всекубанского казачьего войска. Курс рассчитан на семь семестров и содержит исключительно лекции по истории казачества. Заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенешко курирует подготовку преподавателей для университетов и разработку учебных пособий. Он старается говорить о новой образовательной программе осторожно. — Я не осторожничаю, но мы не хотим действовать нахрапом. Я против искусственного оказачивания. Это вызовет в обществе отторжение,— поясняет Константин. Он называет себя потомственным казаком. Впервые приобщился к традициям в 16 лет, окончил исторический факультет и теперь занимается преподаванием истории казачества. Правда, его сын в классы казачьей направленности не ходит, да и жену себе он выбрал не из казачьей среды. «Отец не очень это одобрял, мне еще в детстве присмотрели девочку в станице, но я женился в годы студенческой вольницы»,— смущенно оправдывается заместитель атамана. В штабе казачьего войска отрицают, что казаков готовят на случай обострения ситуации на Северном Кавказе. И военизированные игры казаков — это не учения, а дань традициям, общая физическая подготовка.
— В каждой станице дорого держать участкового милиционера. Но в каждой станице есть добровольные помощники из числа казаков. Они не ведут никакую оперативно-разыскную деятельность, но помогают участковому быстрее разобраться в ситуации. Они должны быть физически крепкими. — Константин Перенешко не скрывает, что в казачество сейчас приходит много людей со стороны, особенно офицеров. Их исторические корни едва ли переплетены с казачеством, но никого это не смущает, главное — возродить само движение. Внешне в толпе студентов выделить казаков и казачек невозможно. Первокурсницы Алена и Лена приехали учиться в Краснодар из Анапы. Их рекомендовала местная община. Разговаривают по-русски, балачки даже не знают. Типичные русские девушки. Зачем им учиться в казачьих группах? «Восстанавливать традиции предков»,— объясняют они чеканными формулировками. Просишь пояснить, начинают путаться в показаниях… — У казака три отца и три матери. Отец небесный, отец родной и отец-атаман, наставник. Три матери: мать-земля, божья мать и родная мать. Духовность, семья, родна земля и дело на этой земле — вот основа казака,— сыпет фольклорными оборотами Александр Карпухин, пытаясь объяснить, чем казак отличается от обычного русского человека, и для убедительности добавляет пару пословиц.— Правда, до сих пор спорят, как отличить настоящего казака от обычного русского человека. Не разобравшись в наших традициях, трудно ответить на этот вопрос. В конце концов, эта одна из форм государственной службы. — Я считаю верной формулировку закона о том, что казаки — это культурно-этническая общность. И для нас главное восстановить наши традиции. Но и это дело не одного поколения,— признается Константин, один из авторов новых учебников для казачества. Он считает, что появление казачьих отделений не вызовет протеста со стороны других национальностей Кубани.— У нас задача, чтобы мы были полезны государству как когда-то и этнически не растворились. Он не видит угрозы в том, что по примеру казаков свои факультеты и группы начнут формировать и другие народности Кубани, те же адыги: «А мы с ними сотрудничаем хорошо. Я часто езжу в Адыгею и сам люблю танцевать лезгинку. У них много похожих с нами традиций, например уважение к старшим». Казакам надоела роль ряженых, одних только песен и плясок с шашками им уже не достаточно. Они хотят самостоятельно служить государству и просят их этому научить. Это довольно сложный социальный эксперимент — возрождение если не исчезнувшего народа, то сильно потрепанной культурно-этнической общности.
Источник: Ъ-Огонек
Клоунада
Смотри. Тут хозяин сайта казачура тот еще. :-) Идейный. Из неприсоединившихся.
Я тот, про которого написали в этой гадкой статье… То что в статье, полная клоунада.. Павел Шеремет позорник.. Он написал всё не так, как у меня выпрашивал..
А насчёт казачества, то ты Свой это брось… А если и видал где клоундея, то в семье не без урода…
это я касаемо первого абзаца..