Кубанские Святки — настоящая отрада для души, простор для юморных импровизаций и подлинного веселья. В это время по станицам ходили целые свиты ряженых.
Писательница Валентина Киселева отмечает, что вместе с ряжеными приходила в дом и Коза. Это животное — символ благополучия и плодородия, потому радовались хозяева дома, куда она приходила.
Дэ коза ходэ,
Там жито родэ.
Дэ коза туп-туп,
Там жита сим пуд,
Дэ коза ногой,
Там добро горой.
Подробно описан обряд вождения козы кубанскими учеными по итогам исследований в Темрюкском районе:
«Хозяин одаривал участников, передавал Михоносу всё, что просили, со словами: «Шо Бог послав!. Шоб ваша Коза встала, не жалею ни ковбасы, ни сала. Даю вам овса, наверх ковбаса». «Коза» вставала, кланялась хозяину и домочадцам, весло «мекала». Затем кланялась и свита Козы.
В конце, как и по ходу обряда, было немало импровизаций. Наши информанты отмечали, например, что сопровождавшие Козу могли иметь ложки. На ложках они играли, а Коза танцевала. Коза могла проказничать в хате, угрожать хозяевам, упреждая их возможную скупость. Могла залезть под стол («Оци козлы […] залазылы туды») и угрожать, что в случае скупых даров перевернёт стол (Выш3119).
Однако, известны случаи и другой реакции на приход козы:
«Козу» не всегда и не везде пускали в дом. Одни по причине того, что приравнивали её к «видьме», т. е., чему-то противоречащему православной традиции. Другие — из-за непредсказуемости ситуации, поведения участников обрядов: «Заходэ ( Коза – Н. Б.), а у нэи наш окорок на плэчах» (ст. Старотитаровская). Особенно агрессивность Козы и её свиты проявлялась в ситуациях, если хозяева отказывалась их принять. В этом случае могли снять ворота, отнести их к соседям, «дымарь свалыть, з кабыци знять и в колодец кынуть» (ст. Старотитаровская), побить кувшины и чугунки, висевшие на заборе / плетне.
Козу и Мыланку водили в одно время. Если пути групп пересекались, Коза обязательно нападала на Мыланку и «тут за хорошее и ны посчитай (хорошего не жди – Н. Б.)» (ст. Старотитаровская). Прежде всего, нападавшие старались оборвать с Мыланки ленты, сорвать венок. Могли отобрать подарки и деньги, полученные за меланкуванье. Стычки иногда проходили настолько остро, что сторона Мыланки вынуждена была ходить с палками и защищаться ими от нападавших.
Источники:
1) В.Киселева. Святки на Кубани.
2) Н.И. Бондарь. Празднование Нового года в станицах Темрюкского района Краснодарского края.
Фото из архивов Юрия Рогальского и Александра Дейневича.