Можно ли в одну картину вместить 50 лет жизни? Родителей, рождение, учебу, становление, детей… Да сколько еще было всего интересного в жизни творческого человека! И, наверное, если бы Николай Кармазин задался такой целью, то справился бы. В Детской художественной школе 7 июня состоялось открытие персональной выставки директора школы Николая Васильевича Кармазина, посвященной его юбилею, 50-летию. В автопортретах разных лет мы видим Николая, он все тот же, но взгляд на себя и на окружающее меняется. Его работы приоткрывают то, что обычные люди скрывают, а художник распахивается наружу, иначе не он не сможет, иначе не будет свободы свету, созидательной энергии. На выставке мы видим пейзажи — родные сердцу художника уголки природы и эскизы, написанные будто детской душой, в которых обнажена жестокая правда истории.
15 сентября 1989 года Николай Васильевич начал работать преподавателем в Детской художественной школе. В 2004 году был назначен директором школы.
— В то время директором школы был Владимир Петрович Пшеничников, преподавателями работали Сергей Анатольевич Кузнецов, Наталья Александровна Сухова, Виктор Иванович Бугаенко и участник Великой Отечественной войны Алексей Иванович Ботвин, — рассказывает Николай Васильевич. К 65-летию Победы Николай Васильевич вместе с его дочерью Татьяной Алексеевной Уваровой создали книгу об А.И. Ботвине. Ученикам художественной школы эту книгу вручают как награду за успехи в творчестве. Николай Васильевич вспоминает:
— Я преподавал в то время живопись, композицию. В те годы в школе учились 70 учеников. Сегодня в школе уже учатся дети выпускников, всего 400 учащихся. Некоторые выпускники выбрали профессию преподавателя Детской художественной школы.
— А как ощущается дата: «мне уже пятьдесят» или «мне еще пятьдесят»?
-Философски отношусь. Как стакан, наполовину заполненный водой. С детьми не состаришься. Чем больше общаешься с детьми, тем медленнее стареешь, но становишься мудрее. Когда приходится защищаться от негатива, то он все равно прорастает внутрь и выдавливает все светлое, что есть в человеке. А с детьми иначе, рядом с ними негатив отсутствует. Мне нравится выражение, что самый лучший садовник тот, который не пользуется секатором и пилой. Он охраняет от вредителей, удобряет своевременно и регулярно поливает. А в агрессивной среде — вырастет колючка. Учитель тот же садовник. Прививает доброе, полезное. Иногда и ограничивать приходится. Но только личным примером. Показываем, в какую сторону лучше сделать первые шаги, помогаем увидеть результат. Сегодняшнее увлечение молодежи — граффити. Если рисовать на стенах жилых домов и других учреждений — портить стены, а в нужном месте — украшать город. Если современное искусство сравнить с веткой, то эта ветка засохнет, если не будет связи с корнями, с прошлым, с основой. Детей воспитывают, когда они делают одно общее дело со взрослыми, как в семье. Семья — модель общества. В нашей семье 11 педагогов. Мама Людмила Ивановна — педагог, мой старший брат Олег и супруга Марина закончили художественно-графический факультет Адыгейского педучилища. Преподают в 108 образовательном центре юго-запада г.Москвы. Марина издала серию учебников для обучения рисованию в общеобразовательных школах, несколько пособий по обучению изобразительному искусству. Моя тетя, младшая сестра матери, Инна Илларионовна Малинина, была моим первым учителем. Родная сестра Светлана работает в Детской художественной школе, занимается дошкольниками. Для детских художественных школ до сих пор нет учебников и пособий. Мы пользуемся учебниками для ВУЗов. Вместе со страной наша семья пережила многие события истории. Во время Великой Отечественной войны другая родственница приходила в школу и учила детей, и не получала за это зарплату. В советские, да и имперские, времена престижным считалось быть учителем, врачом, офицером. Престижно и ответственно.
Гражданская война прошла через семью, когда брат шел на брата, кто был красным, кто белым, кто зеленым. один из моих прадедов сгреб семью и увез в леса, и спас всех. А потом отсидел при Сталинек, а после купола золотил на православные храмы. Другого деда постигла участь генерала Карбышева, его привязали к столбу и поливали до тех пор, пока он не стал ледяной глыбой. Мы помним своих предков…
— В городе нет, к сожалению, выставочного зала. Белореченцы лишены возможности прикасаться к искусству, созерцать рукотворную красоту. А можно ли прожить без художников?
— Без художников город будет похож на военный городок. Сад не должен быть похож на полигон…Не знаю что лучше стриженный газон или опушка леса. Если ребенок видит в цветке устройство мироздания, когда он растет, пробивается через препятствия, то это похоже на чудеса.
Мы ходили с детьми на Белую. Вдоль берега растет тёрен. Шли туда — он выглядел как серая колючка, а обратно — он покрылся белыми цветками. Это чудо и дети его наблюдали. И мы их этому учим. Поиск совершенства — цель для художника. Не для обслуживания. Когда художник работает для себя — уподобляется создателю. Бывает счастье тихое, вдохновение от созидания простых вещей — в этом ничего сверхъестественного. Фейерверки не делают нас богаче. Счастье громким не бывает. Рисовать надо тогда, когда не можешь не рисовать. Изобразительное искусство — как часть искусства несло и несет общечеловеческие ценности.
50 лет -все-таки больше половины жизни, начался другой отсчет времени: важно не прозевать, не промелочиться, успеть отдать знания. Искусство еще называют заглядыванием в вечность. Преподаватель художественно-технической графики в Кубанском госуниверситете Георгий Михайлович Кошельников прививал нам студентам не только страсть к живописи, показал пример …Он говорил: «Мы не работаем, мы служим». Служение стране, искусству, детям и коллегам. Учитель предоставляет возможность усвоения навыков. И очень важно ребенку привить ощущение самостоятельных открытий. Радует, когда видишь, что ученик что-то сделал лучше. При этом учителю не должно ждать благодарностей. Дети требуют индивидуального подхода. Бывает, когда я чувствую, в эту минуту с этим ребенком не получается взаимодействовать, обращаюсь к другому преподавателю. Один ученик нарисовал плакат, смысл которого: школа это вред. На улице дети проводят больше времени, вот и выплескивается негатив. Помогли ребенку разобраться с чувствами, определиться в хорошем и плохом. А плакат порвали. Важно как у доктора — не навреди. Время пройдет, а чувство красоты останется. Негатив улицы, опасная информация, особенно через интернет, влияют на ребенка. Это как болезнь. И ребенку нужно помочь выздороветь. Когда организм ребенка выработает духовный иммунитет, ему никакая улица не будет страшна. Даже к бабке не ходи. Результат творчества приносит пользу ребенку.
— Изменились ли твои ценности с момента прихода в школу к сегодняшнему дню?
-Ценности остались прежними: любовь, мир, добро. Если направлять детей в нужную сторону, то и для них это тоже станет ценностями. С детьми нужно договариваться, а они будут принимать или нет, могут и не принять. Воспитывать и учить только через общее дело, дающее результат. А не лозунгами и призывами. От нас зависит насколько их моторчик будет работать, который питается этими ценностями. Ведь ничего нового не изобретут, может только инструменты. Дети рисуют природу и картинка у каждого своя. У них есть классические академические основы, опыт решения задачи. Если идеи высокие, то и основание должно быть прочным. Тогда и произведение получится. Художник, как артист, все через себя пропускает. Мы слушаем песню в исполнении Бернеса про журавлей, и слова простые, и голос…, а пробирает до глубин. Мы с детьми тоже готовились к 9 мая. Несколько учеников подготовили про своих дедушек газеты. И совершили для себя открытия. У одной девочки прадед во время Великой Отечественной войны награжден орденом Ленина, он работал в паровозном депо в Мурманске. И в Заполярье война была. Когда готовенькое дают на блюдечке с золотой каемочкой, то это не оставляет след в душе. А когда сам исследуешь…с горчинкой, сильнее воздействует. О своем дедушке, известном в Белореченске художнике Александре Никитовиче Акопяне, рассказала Кристина. Она тоже хочет быть художником. По стопам своего деда, художника Владимира Петровича Пшеничкова, пошла внучка Кристина, она закончила Кубанский госуниверситет, стала дизайнером-архитектором.
В современном ритме мы теряем простые вещи: любознательность, милосердие, любование. Человеку свойственно украшать пространство вокруг себя. Потребность к прекрасному сохранилась даже в простых вещах. Мы были в музее х.Кубанского, он находится в доме культуры. Любовь Константиновна Темирова собрала много старинных вещей. Нам же не хочется рисовать пластиковые бутылки. Но иначе смотрим на корыто, рубель, детскую кроватку. Надо было видеть глаза детей. На глиняном горшке остались папиллярные линии, отпечатки пальцев гончара. Отпечатал на века. Мы можем попробовать сделать не хуже. Лучше — современные технологии позволяют. А вот не хуже сделать… такими же простыми инструментами. На рынке нашел топор, сделан в прошлом веке. Отец учил как проверять… звенит или нет. Если звенит — материал качественный. Тот с рынка топор сделан еще в прошлом веке, он звенит. А китайские уже не звенят.
Из деталей выстраиваться мир. Это то, что показывал нам Владимир Владимирович Вторенко. Художественая школа не забывает этого Мастера. Несколько работ посвящены ему. Помню его голос, когда он с Таней большой заходил в школу. Есть картина у него — коллекция маленьких сердечек. К его 60-летию наши ученики делали маленькие сердечки из разных материалов. Человека нет физически, а во что он вкладывал любовь — работает.
— Отличаются ли ученики 90-х от нынешних?
-Отличие есть. Нынешние дети более продвинуты в пользовании техникой — для самых маленьких не проблема рисовать в компьютере. Меньше приходится запоминать, все можно сохранить в файлах, а потом найти. Визуальная память не требуется. Единственное, дети лишаются возможности фантазировать. Они могут отдельные фрагменты в компьютере связывать в картины, а создавать новое сложно. Искусство дает возможность создавать новое, развивать фантазию. Поэтому и занимаемся с дошкольниками, развиваем их способность формировать мир. И то что делают они, я уже так не умею. В системе всеобуча детей настраивают на результат. А для нас важен путь. Путь научает преодолевать себя. Важно не растерять эти способности. Все дети одарены от рождения. Важно, что мы в них развиваем. Если развиваем только математику и компьютерные технологии — вырастет хакер. Можно вырастить порядочного человека, может он не станет художником, а будет хлеб печь, но точно ИЗО не учит плохому. Ограничения у нас жесткие — ограничиваем пошлость, информацию, иногда в интернете граничащую с преступлением. Детей нельзя и законсервировать. Опасная тема: поклонение золотому тельцу, погоня за цацками. Есть пресыщенность в обществе, где статус определяет толщина колес…
Когда дети знакомятся, они спрашивают: кто ты? Один говорит: я из художки, другой: я спортом занимаюсь — они быстро находят общий язык, у них есть еще что-то свое,они интересны друг другу. К нам в школу с мамой пришел четырехлетний Степа. Спрашивает у меня: кто ты? Мама говорит ему, что взрослых надо называть на «вы». «Вы — кто ты?»-спрашивает Степа. «Я директор школы.» — никакой реакции. «Я художник,» — видно, ему это тоже не интересно. «Я учитель». Степа оживился: «Ну тогда я твой ученик. Давай учиться». Начали с ним рисовать сказку. Про теремок. Он по-своему ее перевел. Теремок — это дядька больной или пьяный. Мышка — это мысль дурная, лягушка — плохое дело, заяц-трусость, лиса — хитрость, волк — злость. А медведь, который раздавил теремок (пьяного дядьку по мнению Степы) — это возмездЬ (именно так, с мягким знаком на конце). У мальчика уже выстроенная модель мира. У детей своя модель мира: домики с наклонной трубой, рядом дерево, мама и папа — это модель идеального мира, она заложена в течение поколений. У детей нужно учиться, они не научились фальшивить. Наивность их нужна. Называя ему кто я -увидел глазами ребенка: вначале учитель, а потом только художник. Отношения учитель и ученик построены на дружбе. Если любить можно и в одну сторону, то дружба не бывает односторонней, она взаимна. У детей есть потребность в учителе.
— Какие планы у Детской художественной школы?
— По-прежнему будут работать отделения: станковое, отделение архитектуры и дизайна (в этом году состоялся первый выпуск), отделение декоративно-прикладного искусства, подготовительное отделение, отделение до профессиональной подготовки. На нас наконец-то обратили внимание и приравняли к педагогам общеобразовательных школ, восстановлен статус педагога. С 1 сентября вводятся федеральные государственные требования. Мы несем ответственность за того, кого выпускаем. Должно быть названо, что должен знать и уметь выпускник художественной школы. Появляется для нас возможность больше заниматься именно с одаренными детьми. Конечно, другие дети тоже не будут исключены. В этом году 6 выпускников поступают в ВУЗы. С нового учебного года появится новое в нашей школе — фотодело, — отвечая на мои вопросы, Николай Васильевич успевал выполнять свою директорскую работу. Главное в картине жизни Николая Кармазина — дети. Вместе с супругой Ириной они вырастили сыновей: Никита — юрист, Дмитрий — архитектор. А сегодня Николай Кармазин — учитель, художник и просто директор — больше внимания и заботы проявляет другим своим детям, ученикам художественной школы, чтобы они научились отличать красивое он некрасивого, научились видеть и создавать свою красоту.
Елена Кузнецова.