«Книга – увлекательнейшее из всех моих занятий»
«КНИГА. Это как от общего к частному. Сначала мне хотелось оформить книгу вообще, потом – сказки, потом – для определенного возраста и обязательно русские или братьев Гримм, дальше – уже совершенно конкретную и так далее. Кое-что, о чем в свое время мечталось, удалось осуществить.
В первую очередь назову «Пиноккио», «Алису» и «Щелкунчика». Весьма показательно, что почти каждый книжник сделал к ним свои иллюстрации. У художников тоже есть вехи роста, как для актрисы, скажем, роль Анны Карениной или для балерины – Жизель. То, что не удалось тогда, сейчас уже невозможно сделать. И время не то, и опыт, и азарт, а главное – восприятие иное. Здесь я не говорю с сожалением об ушедшем времени, нет, я говорю о «реке времени», в которую нельзя войти дважды.
Несмотря на прошедшие годы, многие неосуществленные идеи остались привлекательными и по сей день. Скажем, тот же «Пиноккио», только современный, то есть с традиционным текстом, но современным антуражем. Я не претендую на какую-то новизну; возможно, так уже делали – переделали. Просто идея по-прежнему занимает, несмотря на прошедший добрый десяток лет.
Сказать, что книга увлекательнейшее из всех моих занятий — значит ничего не сказать. Мне импонирует ее тематическое разнообразие, некоторое пульсирование в процессе работы, когда есть спады и подъемы, череда пауз, спонтанных движений, довольно продолжительные отрезки времени ежедневной, порой в течение нескольких месяцев, изнурительной работы, моменты случайностей, потерь и находок, сочетание творческих вольностей с жесткими требованиями полиграфии, странная грань личного и коллективного, художественного, полиграфического и литературного авторства.
Все издательства желают заполучить хорошего художника сразу, нимало не заботясь о том, откуда он берется. А ведь первые шаги всегда не так хороши, как последующие. И одно дело – знать теоретически, как сделать книгу, и другое — сделать ее практически. Вот пришел юный Эйзенштейн и сразу снял гениальный «Броненосец «Потемкин». Как-то опускается, что до «Броненосца» было три неудачных фильма. А художнику говорят: преподавал тебе в институте Юрий Чарышников? Преподавал. Вот приходи и делай талантливые книги.
Большинство моих друзей так и не приросли к книге, хотя им, как говорится, это сам Бог велел. Мне повезло с издательством, где я начинал самым робким образом и где меня не отбраковали, не отшили, или, на худой конец, не посадили на вечные обложки до старческих седин. Шаг за шагом, от книги к книге мне помогли узнать и полюбить эту не самую легкую и благодарную область творчества редакторы Ростовского книжного издательства Зиновий Лазаревич, Владимир Безбожный, Вартан Тер-Вартанян.
Почему мои предпочтения отданы детской книге? Скорее всего, по причине внутреннего родства. Меня привлекают шутки, фантазии, красочность и цвет. Книги для взрослых интересуют в меньшей степени. Для меня, как иллюстратора, они скучны и претенциозны, в них мало выдумки и много самодовольства. Исключение составляют научно-технические издания, где есть простор для фантазии. Но там оформление носит характер дизайна…»
Это дневниковая запись Владимира Владимировича о создании иллюстраций к книгам. Многое удалось сделать, многое не исполнится теперь уже никогда. Невероятно жалко, что такой талантливый, удачливый в творчестве художник, хорошо обученный, получивший редкое профессиональное образование, так рано ушел из жизни. Говорят, большое видится на расстоянии. Владимира Владимировича нет с нами, а книги с его иллюстрациями выходят большими тиражами в московских издательствах все эти 5 лет. В основном детские книги. Те книги, которые дарят нам радость общения с самыми дорогими существами на свете – с нашими детьми и внуками.
1 декабря исполняется 5 лет, как ушел из жизни, Владимир Владимирович Вторенко.