Много моих знакомых и друзей зачастую задают вопрос «О чём писал и пел бы сейчас Владимир Высоцкий?». Безусловно, Высоцкий был символом эпохи и ни один бард в те года его не превзошел. Он чувствовал своё время и чётко отражал его в своих песнях и стихах.
Я сам вырос на его песнях и стихи писать начал, подражая Высоцкому и только впоследствии, стал понимать, что именно хотел отразить Владимир Семёнович в той или иной песне. В каждой из его песен есть свой подтекст и если его не понять и не услышать, то не поймёшь, о чём он хотел сказать в песне. Можно привести множество примеров из текстов его песен вот, например «Я согласен бегать в табуне, но не под седлом и без узды» или ещё «Грязью чавкая жирной да ржавою, вязнут лошади по стремена, но влекут меня сонной державою, что раскисла, опухла от сна», в этих строках четко отражается та действительность, в которой жил наш народ в то время. Или ещё о дефиците товаров в союзе есть тоже песня, там такие слова «Зачем ел тот список на восемь листов, зачем мне рубли за подкладкой». Песни Владимира Высоцкого надо воспринимать душой, а не ушами.
Когда я жил в Алмалыке в Узбекистане моя соседка по лестничной площадке, Мая Константиновна Новикова знала Владимира Высоцкого лично. И много рассказывала о нем, как его встречали после спектакля со сцены, рубаху можно было выжимать потому, что она была мокрая от пота. Юрий Любимов, режиссер театра на Таганке, был требователен к актерам, и они отдавали полностью себя своей роли. У Маи Константиновны стояла книга «Прерванный полёт» Марины Влади, а рядом в кувшине колючка, я спросил её зачем она рядом с книгой поставила колючку. Она ответила, что «Жизнь у его была вся колючая» и сам он пел об этом «И всю жизнь меня колют и ранят, вероятно, такая судьба».
По популярности он мог сравниться только с Гагариным, так любил его народ. Но партийной элите находящейся тогда у власти он был как бельмо на глазу. Его зажимали как могли, не давали звания народного артиста, не допускали к теле -эфиру и не принимали в Союз писателей СССР. Единственную запись сделала режиссер Ксения Маринина в 1980 году 22 января и назвали её «Монолог», потому, что Владимир Высоцкий один вёл беседу со зрителями.
Много было у Высоцкого сыгранных ролей в кино, все смотрели фильмы «Мы родом из детства», «Стряпуха», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Дорога» и «Место встречи изменить нельзя». С режиссёром этого фильма, как говорил сам Владимир Семёнович, Вячеславом Говорухиным их связывала многолетняя дружба, но в отличии от других фильмов в фильме «Место встречи изменить нельзя» Высоцкий не поёт. А первая его картина, где он был автором песен это «Вертикаль», этот фильм тоже снимал Говорухин.
Мой отец в те годы занимался альпинизмом и на меня это кино сильно подействовало. Впоследствии, я узнал от своей тёти Фаины Владимировны, что якобы, отец дублировал Высоцкого, правда это, или нет, не могу утверждать.
Так всё-таки о чём бы пел сейчас Владимир Высоцкий? Наверняка о предателе Горбачёве, о распаде Союза о том как Ельцин вместе с Чубайсом и американскими советниками разбазарил страну, как Гайдар сделал всё население страны нищими, как американцы писали Конституцию России. О разгуле бандитизма в девяностые годы, о межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве, тем море, выбирай любую злободневную, я думаю, он не остался бы в стороне от этих тем. По складу своего сознания и взглядов на несправедливость он просто не мог бы молчать и наблюдать всё это со стороны.
Такие люди как Владимир Высоцкий рождаются один раз в столетия, и я горжусь тем, что я был его современником. Конечно, очень жаль, что он ушёл так рано и после его смерти народ стоял под окнами его дома всю ночь, а во время похорон по пути следования на кладбище из открытых окон звучал его голос.
В девяносто первом году в мае я был у него на могиле, его могила как место паломничества, вся утопает в цветах, да и тогда, когда выбирали место для него, партийная верхушка боялась как раз этого, но Иосиф Кобзон устроил всё, как надо, об этом писала Марина Влади.
Сейчас астрономы называют звёзды его именем, судостроители – корабли. Вечно он будет с нами в своих песнях и ролях. Ему посвящают стихи и песни.
Александр Бабинин
Владимиру Высоцкому
Не надуманно, но громко
ты и в шутку и всерьёз,
с хрипотцой, совсем не звонко
пробирал порой до слёз.
В твои сети мы попали,
чем ты нас околдовал?
На себе рубахи рвали,
когда голос твой звучал.
Мы с тобою тосковали,
замерзали в лагерях,
с Черномором воевали
на неведомых морях.
И сидели, как в окопах,
и сгорали без огня,
и запутывались в стропах,
в истребителе горя.
По-над пропастью галопом
уносили кони нас.
С разухабистым притопом
ноги вдруг пускались в пляс.
И сжимались кулачишки,
и скрипели желваки,
без тебя ещё — мальчишки,
а с тобою – мужики!
И молились мы на стропы,
ледорубы и крюки.
И искали вепря тропы,
нарывались на клыки…
Но спасали наши души
песни спетые тобой.
Выбирались мы на сушу
лишь своею колеёй.
И лечу я параллельно,
Вертикально к проводам,
но тебя, хоть под прицелом,
никогда я не предам!
Эх, Володя! В скачке нервной
обошла старуха – тать.
Для меня ж всегда ты первый,
век свободы не видать!
Валерий Женин.